Доходный дом на улице Жуковского 14 - улице Маяковского 16
В 1842 арх. Василий Егорович Морган построил 3-этажный угловой дом на высоких подвалах для профессора МХА П. А. Чаруковского. В 1861 г. дом перестроен архитектором Николаем Павловичем Гребёнкой для купца С. Т. Овсянникова.
С 1871 г. вплоть до переезда в 1900 г. в собственное здание, в этот доме работала частная женская гимназия княгини Оболенской, которая считалась одной из лучших в Петербурге.
В 1881-1887 годах здесь училась Надежда Константиновна Крупская (1869-1939); она окончила гимназию с золотой медалью. Закончив дополнительный педагогический класс гимназии, она получила право преподавания русского языка и математики. И первые свои педагогические шаги Н. К. Крупская сделала здесь. Она в 1887-1889 годах работала репетитором с группой учениц в гимназическом пансионе для иногородних.
В этом доме некоторое время проживал писатель Игнатий Николаевич Потапенко (1856-1929), друг А. П. Чехова. Страницы романа Потапенко с Лидией Мизиновой (1870-1937) легли в основу сюжета чеховской пьесы «Чайка».
История здания на наб. Фонтанки 64
Мини-отель «У Елисеевых» расположился на набережной реки Фонтанки в доме 64 - в одном из бывших доходных домов купцов Елисеевых.
Как известно, при среднем брате семейства Елисеевых Григория Григорьевича прибыльность общего дела достигла своего пика, а название торгового товарищества «Братья Елисеевы» было на слуху не только у петербуржцев и москвичей, но и у жителей более отдалённых регионов — вина, сладости и деликатесы из-за границы присутствовали на столах в особняках богатых купцов, аристократов и даже представителей царской фамилии.
Вернувшись в Россию из-за границы, где он изучал виноделие, в 1893 году Григорий Григорьевич возглавил семейное дело Елисеевых, преобразовав его в вышеупомянутое товарищество «Братья Елисеевы», и развернул широкую торговую деятельность, которая выросла в фабрику кондитерских изделий, 5 магазинов с гастрономией — один из них, самый знаменитый, по сей день находится на Невском проспекте, и две лавки в Апраксином дворе.
Вместе с тем Григорий Елисеев придумывал и другие способы приумножения капитала. Так, одним из осуществлённых проектов стал доходный дом на Фонтанке — здание в духе итальянского Возрождения с пышными наличниками и живописными архитектурными деталями. Строил этот шедевр, где селился люд побогаче, архитектор Гавриил Барановский, который также проектировал здание «Елисеевского магазина» и Буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй».
Попадая внутрь дома на Фонтанке, посетитель невольно робел, особенно если не мог позволить себе жить в таких хоромах да при таких-то парадных: какой-нибудь мелкий приказчик забежав сюда по поручению хозяина, встречал воистину барское великолепие: широкую парадную, тяжёлые двери, лепнину, изящно переплетённый узор перил, живописные шатровые потолки, грандиозную лестницу — всё это ещё до входа в квартиру, в самом начале, едва только приоткрыв дверцу и заметив строгий взгляд швейцара.
Считается, что именно в этом доме в 1890 году был установлен первый в Петербурге лифт — весьма вместительный, но внешне не могущий похвастать привлекательностью. Невзирая на неказистость, этот подъемный механизм принёс славу Гавриилу Барановскому, а новость об уникальном для того времени механизме быстро распространилась по городу — фотографии дома печатались в солидных журналах и обсуждались в профессиональных кругах. Елисеевы заказали ему новые проекты, в том числе и знаменитый «Елисеевский магазин»
Также дом знаменит ещё и тем, что в его дворе режиссёр Алексей Балабанов снимал фильм «Про уродов и людей», действие которого происходит в Петербурге.
Лев во внутреннем дворике, как говорит молва, умеет выполнять желания. Для этого стоит лишь засунуть руку ему в пасть.
История здания на Марата 12
Улица Марата - одна из непафосных улиц Санкт-Петербурга. Но почти каждый дом здесь либо памятник архитектуры, либо здесь жили известные исторические личности.
Начинается улица Марата от Невского проспекта, вот от этого дома №1, где сегодня станция метро Маяковская. Дом построен в середине XIX в. Владелец дома - купец и промышленник Василий Лапшин, бывший крестьянин, который сделал бизнес на спичках. Он сначала торговал спичками, а потом съездил в Швецию и привез оттуда технологию производства безопасных спичек. К началу XX в. на заводах Лапшина производили 3 миллиона коробок спичек в день. Вся Россия и весь Китай пользовались спичками Лапшина. В доме Лапшина 26 лет жил писатель Григорий Данилевский, автор бестселлера "Княжна Тараканова".
История Дома кино на Марата 12
Перед революцией в доме на Марата 12, размещалась «Фабрика кинематографических лент», создатель которой Александр Дранков снял первый российский игровой фильм «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница»), первую комедию — «Усердный денщик» и зафиксировал на пленку для истории Льва Толстого.
У этого человека могли поучиться размаху даже американцы. Выходец из провинциальной еврейской семьи Абрам Иосифович Дранков, ставший в крещении Александром Осиповичем, тратил тысячи на создание вокруг себя блистательного антуража. Дорогой автомобиль, гардероб размером в сотню костюмов, свита из арапчонка и корейца, многочисленная прислуга, загулы в элитных ресторанах – все это создавало славу нувориша, живущего и действующего на американский манер.
На фоне всего этого великолепия сам Дранков выглядел достаточно забавно: «Маленький, толстый, толстогубый, с ярко-рыжими волосами, всегда потный, спешащий, жестикулирующий».
Впрочем, Дранкову было чем похвастаться и в профессиональном плане. Человек бешеной энергии, он сумел быстро выбиться в люди. Вначале стал модным столичным фотографом, парламентским фотокорреспондентом европейских газет. Узнав о рождении кино, отдал все силы новому искусству. Как вспоминал его знакомый, «человек он был очень оборотистый... Он очень хорошо понимал, из какого куска дерьма можно сделать миллион».
Миллион Дранков сделал быстро: потому что поспевал быть первым. Первым в России снял игровой фильм на сюжет народной песни «Из-за острова на стрежень». Спустя полтора месяца выпустил на экраны первую русскую комедию – «Усердный денщик». Первым показал кино царской семье. Первым снял на кинопленку Льва Толстого. Есть, кстати, забавная легенда о том, как Лев Николаевич долго отказывался от съемок и как его переубедил Дранков. Со своим аппаратом он спрятался в дощатом туалете Ясной Поляны и приготовился снимать гуляющего Толстого через щель в досках. Действительность превзошла ожидания: появившийся граф направился прямиком в сортир. Правда, попасть туда не смог, только зря дергал ручку двери. После этого Дранков показал свою запись Толстому и его домочадцам и под всеобщий хохот получил право снимать кинохронику...